Аналитический центр "Концепт"

Внедрение Системы СПУ

Copyright © Аналитический центр "Концепт"
2005 г.
Дата последней редакции:
01.05.2005 

Этапы внедрения
Трудности и риски внедрения
Сроки
Результат внедрения

Этапы внедрения

  • Создание проектной команды из представителей Консультанта и Заказчика. Представители Заказчика подбираются с тем расчетом, что именно они будут в дальнейшем обеспечивать функционирование Системы СПУ
  • Сбор обстоятельств.
  • С помощью глубинных интервью и штабных сессий проводится выявление интересов субъектов организации, очевидных угроз организации, требований к стратегии
  • Информирование Генерального директора и органов коллективного принятия решений о текущих обстоятельствах
  • Экспертиза важности обстоятельств
  • Разработка проекта системы СПУ
  • Разработка функциональной структуры Службы стратегического планирования и управления.
  • Разработка организационной структуры Службы стратегического планирования и управления
  • Разработка документооборота системы СПУ (документооборот системы планирования и документооборот системы исполнения решений)
  • Разработка организационно-функциональной структуры Службы стратегического планирования и управления
  • Разработка стратегии
  • Разработка процедур поддержания системы СПУ

Трудности и риски внедрения

Общие риски внедрения проекта

Проект по внедрению СПУ может осуществляться только при прямой заинтересованности первого лица и курировании им проекта. В противном случае проект будет провален с вероятностью, близкой к 100%.

Функции стратегического планирования и управления дают ее владельцу значительную власть. С ходом внедрения проекта другие субъекты организации начинают осознавать возникающую для них опасность и организовывать противодействие проекту.

Риски при внедрении функции сбора и анализа обстоятельств

При внедрении функции сбора обстоятельств ключевой риск обусловлен содержательной сложностью понятия «Обстоятельство». Объем этого понятия очень широк, поэтому интерпретация его, то есть выделение из огромного потока данных важных фактов, влияющих на предприятие, представляет собой сложность для освоения. Риск связан с неосвоением этой функции вследствие такой сложности и отторжении персоналом вводимой функции. Возможен такой исход – собранные обстоятельства не подчеркивают значимых тенденций, поэтому выполнение Службой СПУ функции их сбора и анализа не признается руководством как важная и значимая функция, что снижает оценку роли Службы, на нее прекращают обращать внимание, руководство и персонал Службы остывает и вырабатывает мнение о неприменимости модели к реалиям жизни предприятия. Исход этот является следствием именно сложности освоения функции. Парировать такой исход можно исключительно демонстрацией применения модели, то есть подготовкой содержательных и полезных аналитических материалов.

Риски при внедрении функции экспертизы обстоятельств

Основным риском является игнорирование экспертами требований на экспертизу обстоятельств. Это может усугубиться некачественными исходными данными для экспертизы (см. предыдущий раздел).

Единственно возможным способом снижения этого риска является неформальная договоренность с несколькими заинтересованными специалистами в проведении ими экспертиз. Естественно, что эти специалисты должны войти в перечень экспертов, утвержденный Генеральным директором. Необходимо, чтобы Генеральный директор публично позитивно оценивал усилия этих экспертов по подготовке материала и подчеркивал важность получаемого материала. Наличие энтузиастов, с одной стороны, и поддержка и заинтересованность руководства, с другой стороны – ключевые факторы успеха при внедрении указанной функции.

Риски при внедрении процедуры информирования руководства о текущих обстоятельствах

Ключевой риск при внедрении данной функции – в игнорировании лицами, принимающими решения получаемой информации. Со временем может возникнуть отторжение самой процедуры, которая будет признана лишней.

Данный риск может быть снят только при условии, что материалы непосредственно задевают интересы лиц, принимающих решения, так, что игнорирование обстоятельств становится недопустимым. Следовательно, данный риск снимается тщательным отбором и представлением обстоятельств.

Риск при внедрении функции контроля исполнения решений

Основной риск для данной инновации заключается в формальном отношении к процедуре и автоматическом снятии с контроля решения при получении отписки исполнителя. На начальном этапе этому не следует предавать значения, сосредоточившись на формальном соблюдении регламента. Отступления от регламента должны выявляться и безжалостно наказываться. При этом должна собираться статистика прохождения решений через органы принятия решений и исполнителей. Наличие такой статистики и ее обработка позволит анализировать содержательный ход проектов и исполнения решений.

Сроки

Сроки внедрения, в зависимости от масштаба организации, составляют 3-6 месяцев.

Результат внедрения

Результатом внедрения является:

  • Подготовленная команда Заказчика
  • Комплект документации на систему СПУ (должностные инструкции, регламенты работы, регламенты взаимодействия, оргструктура, процессное описание и др.)
  • Стратегия организации