Аналитический центр "Концепт"

Информационные материалы

Copyright © Аналитический центр "Концепт"
2005 г.
Дата последней редакции:
01.05.2005 

Стратегическая инициатива в государственном секторе: от идей до реализации

Идеи

Развитие системы государственного управления в современной России по своему характеру аналогично метаморфозе превращения куколки в бабочку, причем весьма болезненное для последней. Этот образ можно считать достаточно точным по трем причинам:

  • реформа государственного управления, как административная, так и в части управления общественными финансами, переводит государственное управление на качественно иной уровень;
  • период в три года (за который происходит стремительное приобретение нового качества) - беспрецедентный в новой истории срок для коренного изменения системы государственного управления как на Федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации в масштабе всей России;
  • реализация проводимых реформ на всех уровнях системы государственного управления «обречена на неудачу» при существующем традиционном подходе к реформированию государственного управления.

Лейтмотив проводимых реформ - повышение эффективности системы государственного управления, ориентированной на потребителей государственных услуг, т.е. на «измеримый результат». При этом переход на новые принципы государственного управления должен быть проведен предельно быстро (уже летом 2006 года все субъекты бюджетного планирования должны подать бюджетные заявки, привязанные не к индексам дефляторов, а к достигаемым и измеримым отраслевым результатам) и по существу. В результате, в каждом субъекте Федерации должна быть разработана и внедрена система стратегического управления, обеспечивающая разработку целей (целеполагание), их реализацию (целедостижение) и контроль достижения. Чтобы система работала, у каждого чиновника - от Губернатора до рядового государственного служащего, должно быть средство, позволяющее управлять достижением поставленных перед ним результатов. Таким средством становится единая информационная система управления стратегией субъекта Федерации. Обеспечение требуемой эффективности системы государственного управления достигается за счет совершенствования системы управления государственными служащими.

Подход

Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) - «лакмусовая бумажка», отражающая качество системы государственного управления нового образца. Для того, чтобы составить бюджетную заявку в соответствии с требованиями МЭРиТ и Минфина, сформулированными в «Методических рекомендациях по подготовке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования», субъект Федерации должен внедрить у себя систему сбалансированных показателей (ССП), позволяющую довести планирование и исполнение стратегии до уровня каждого конкретного чиновника. Поскольку система сбалансированных показателей должна отражать стратегию субъекта Федерации во всех отраслях экономики и, при этом, постоянно корректироваться в соответствии с достигнутым состоянием, в системе управления субъектом Федерации должно быть создано подразделение, которое определяет общие для всех отраслей цели и координирует межотраслевые цели и показатели.

Реформа исполнительных органов государственной власти, оценка деятельности которых теперь будет осуществляться по фактически достигнутым результатам (снижение уровня заболеваний до заданных значений, повышение образовательного уровня, снижение безработицы) - должна осуществляться методами, в основе которых лежит концептуальное проектирование систем государственного управления. Традиционные методы реформирования здесь не пригодны, поскольку основаны на анализе имеющегося опыта, и способны решать лишь те проблемы, которые уже возникали перед реформаторами. Перенос имеющегося зарубежного опыта решения проблем, которые на первый взгляд кажутся схожими, в чистом виде не применим, поскольку сопутствующие проведению реформ обстоятельства (ограничения) за рубежом и в России различны.

По словам руководителя Аналитического центра «Концепт» Захирджана Анваровича Кучкарова, накопленный опыт реформирования аппаратов управления субъектов Федерации дает основания считать применение метода концептуального проектирования систем государственного управления чрезвычайно эффективным в проведении реформ государственного управления.

Управление стратегией субъекта Федерации в соответствии с ССП предполагает необходимость оперирования десятками целей и сотнями показателей, контроля достижения запланированных результатов и исполнения бюджета, выделенного на достижение этих результатов. Для того, чтобы удерживать и управлять такой сложнейшей системой показателей, требуется информационная система, поддерживающая процессы стратегического управления субъектом Федерации на всех уровнях государственной иерархии.

Реализация

Единая информационная система управления стратегией субъекта Федерации включает три основных компонента:

  • АРМ Губернатора,
  • АРМ Руководителя,
  • АРМ Служащего.

АРМ Губернатора предоставляет информационное табло с отражением актуального уровня достижения запланированных интегральных результатов по всем отраслям субъекта Федерации. «АРМ Губернатора» облегчает оценку текущего состояния отраслей за счет применения системы индикаторов (красный, желтый, зеленый), позволяющих, например, акцентировать внимание на сферах в критическом состоянии и, сразу же, определить ответственного за результат.

«АРМ Руководителя управления (комитета, министерства)» позволяет планировать отраслевые результаты, назначать ответственных за достижение результатов и контролировать бюджет, выделенный на достижение результатов.

«АРМ Служащего» обеспечивает планирование оперативных результатов и ввод первичной информации, используемой для оценки эффективности государственных служащих.

Единая информационная система управления стратегией субъекта Федерации аккумулирует в себе данные по всем отраслевым показателям, что позволяет формировать требуемую аналитическую отчетность в кратчайшие сроки без дополнительных трудозатрат

Разработка системы стратегического управления субъекта Федерации и её последующая реализация на базе единой информационной системы, с одной стороны, требует существенных затрат с привлечением консультантов, специализирующихся в области государственного управления, с другой стороны, позволяет реализовать систему государственного управления, ориентированную на получателей услуг, что в конечном итоге многократно окупает вложенные средства.